Вдоль всей северной части Трафальгарской площади протянулось массивное неоклассическое здание Национальной галереи (National Gallery, ежедн. 10.00-18.00, по ср до 21.00; вход свободный; Ф020/7747 2885, ©www .nationalgallery.org.uk), в котором размещается одна из величайших в мире художественных коллекций. В отличие от Лувра или Эрмитажа в основе этой коллекции лежит не собрание королевской или царской семьи. Основание этой коллекции было положено лишь в 1824 г., когда правительство с большой неохотой согласилось приобрести 38 полотен, принадлежавших эмигрировавшему из России банкиру Джону Джулиусу Ангерстейну. Далее собрание пополнялось за счет тех картин, которые удавалось купить директорам галереи и за счет пожертвований частных коллекционеров.
За годы существования галереи разумная политика ее руководства привела к тому, что в ней было собрано более 2300 полотен, но достоинство коллекции состоит скорее не в ее размере, а в широте охвата, глубине и качестве составляющих ее художественных произведений. Одно только перечисление имен уже может сказать о многом. Так, итальянское искусство представлено в Национальной галерее работами Боттичелли, Тициана, Рафаэля, Микеланджело и Караваджо; испанское - блестящими работами Эль Греко, Веласкеса и Гойи; фламандское - картинами Ван Эйка, Мемлинга, Рубенса и целым рядом произведений Рембрандта, в том числе некоторыми из его самых пронзительных портретов. Пуссен, Клод, Ватто и Давид - это лишь часть французской коллекции, основу которой составляют работы Сезанна и импрессионистов. Британское искусство представлено значительными работами Хогарта, Гейнсборо, Стаббса и Тернера, хотя, если вы хотите посмотреть работы английских художников XX в. и лучше познакомиться с творчеством Тернера, вам следует отправиться в галерею Тейт-Бритн в Миллбэнке. Современное искусство зарубежных (т. е. не британских) художников представлено в галерее «Тейт-Модерн».
Пока в 1838 г. не было закончено сооружение нынешнего здания галереи, которое специально для нее возводилось на Трафальгарской площади, коллекция Национальной галереи была выставлена для публичного обозрения в старом особняке Ангерстейна, в доме 99 по Пэлл-Мэлл. Враждебно настроенная пресса окрестила миниатюрный купол и башенки галереи «перечницами» и осыпала бранью архитектора Уильяма Уилкинса, бывшего сторонником неоклассической архитектуры, так что последний вскоре вышел в отставку, а через год скончался. В последующие сто пятьдесят лет пристройки, которые сооружались позади здания галереи, почти не привлекали внимания прессы, и только в середине 1980-х годов вновь разразилась буря. На этот раз критике подвергались планы строительства нового крыла галереи - крыла Сейнсбери, средства на которое были пожертвованы семьей владельцев сети супермаркетов. По поводу выигравшего конкурс проекта принц Чарлз заметил, что это «чудовищный карбункул на лице очень любимого и элегантного друга». После этого, конечно же, проект не был принят. Для разработки нового была приглашена американская семейная команда архитекторов, Роберт Вентури и его жена Дениз Скотт-Браун, которые предложили не бросающуюся в глаза пристройку в постмодернистском стиле, кокетливо имитирующую отдельные элементы неоклассического здания Уилкинса и даже колонны Нельсона. Но самое важное, что на этот раз проект получил одобрение принца Чарлза, который в 1988 г. заложил первый камень нового сооружения.
Национальная галерея имеет четыре входа: сооруженный Уилкинсом вход с портиком со стороны Трафальгарской площади, новый «вход Гетти» с восточной стороны, вход в крыло Сейнсбери - с западной и вход с тыльной стороны здания на Оранж-стрит. При западном и восточном входах есть справочные бюро, в которых вы можете бесплатно получить план галереи. Кроме того, эти входы оборудованы всем необходимым для доступа инвалидов, в том числе и лифтами, которые доставят вас на любой этаж. В крыле Сейнсбери находится отличный, но достаточно дорогой ресторан, а у «входа Гетти» - более дешевое и не столь чопорное кафе.
В постоянной экспозиции главных залов музея представлено более тысячи полотен, поэтому вам потребуется много сил и внимания, чтобы познакомиться с ними за один день. За «Добровольное пожертвование» в размере £4 вы можете получить аудиогид, в котором даются краткие комментарии по поводу каждой из картин экспозиции, но они носят скорее описательный, чем объяснительный характер. Поэтому лучше присоединиться к одной из бесплатных экскурсий по галерее (сбор участников в фойе крыла Сейнсбери ежедн. в 11.30 и 14.30, по средам еще в 18.00и 18.30, а по субботам также в 12.30и 15.30; продолжительность экскурсии 1 час). Экскурсии сильно различаются по характеру, стилю и выбору картин, но каждый гид стремится дать вам наиболее полное представление о коллекции галереи. Кроме этого, в трех лекционных залах галереи проводятся бесплатные лекции и демонстрации фильмов; об их дате и времени вы можете узнать в информационных бюро при входе. Присоединиться к одной из организуемых музеем бесплатных экскурсий.
Для знакомства с собранием в хронологическом порядке следует начинать осмотр с крыла Сейнсбери, на втором этаже которого имеется также микрогалерея, где вы сможете предварительно спланировать и распечатать маршрут вашей экскурсии. Это совсем не обязательно, но так вы сможете быстрее найти картины, которые вы хотите посмотреть, и больше узнать о них и об их авторах.
Придя в галерею, вы наверняка обнаружите, что по крайней мере один или два зала закрыты, так как в них происходит смена экспозиций, и что вы не можете точно следовать тому маршруту, который мы предлагаем в нашем путеводителе. Если вы не сможете найти определенную картину или если ее перенесли в другой зал, обращайтесь к служащим галереи. Коллекции из запасников галереи довольно бессистемно выставляются в нижнем зале A (Lower Gallery А, вход через зал 15; закр. в ср. вечером и сб); более систематичная и обустроенная экспозиция располагается в залах B-G (вход через зал 13).
Временные выставки, проходящие в цокольном этаже крыла Сейнсбери, во многом проигрывают другим общедоступным художественным галереям: здесь маленькие залы, нет естественного освещения и, кроме того, за вход на эти выставки иногда взимается входная плата. Осмотр временных экспозиций, устраиваемых в недавно перестроенном зале Санли (Sunley Room), напротив, всегда бесплатный. Часто здесь организуются экспозиции, посвященные истории создания какого-либо полотна из собрания галереи (они включают демонстрацию видеофильмов по теме выставки). В этом же зале проводятся ежегодные выставки временно работающих в галерее художников. Обратите также внимание на программу бесплатных концертов камерной музыки, которые проходят вечером по средам в центральном зале. |