Возвышающаяся над всем Бэнксайдом, устрашающая по своим размерам Тейт-Модерн (Tate Modern) – это место, где обязан побывать каждый человек, независимо от того, приехал ли он в Лондон, как турист или живёт здесь постоянно. Здание, в котором располагается галерея, было первоначально построено Джайлсом Гилбертом Скоттом для работающей на мазуте электростанции, и 16 лет, до своего закрытия в 1980 г., этот «храм энергии» исправно выполнял свою работу. В конце 1990-х гг. дуэт швейцарских архитекторов, Херцог и де Мейрон, превратил здание электростанции в крупнейшую в мире галерею современного искусства, в которой представлены работы всех ведущих художников XX в., включая Дали, Дюшампа, Джакометти, Матисса, Мондриана, Пикассо, Поллока, Ротко и Уорхола.
Что касается организации постоянной экспозиции, то кураторы Тейт-Модерн отказались от старого хронологического подхода и вместо этого предпочли объединить работы по их тематике (достаточно широко понимаемой). В соответствии с этой концепцией каждый зал посвящен либо какому-нибудь из «-измов», либо творчеству отдельного художника, либо видеоинсталляциям, так что вы, скорее всего, довольно быстро забудете об исходной теме.
Галерея стремится каждые полгода хотя бы частично менять экспозицию, так что трудно сказать, что конкретно вы сможете увидеть во время своего посещения, и краткий обзор, который мы даем ниже, носит выборочный характер и далеко не полон, а упомянутые нами работы могут вернуться в запасники. Однако главные темы остаются прежними.
Время работы Тейт-Модерн: ежедн. 10.00-18.00, по пт и сб до 22:Й0; посещение постоянной экспозиций бесплатное (Ф020/7887 8000, ©www.tate.org.uk). Галерею стоит посетить даже просто из-за ее архитектуры. Чтобы в полной мере оценить это сооружение, лучше всего подойти к ней по мосту Тысячелетия, так как со стороны реки ее ничто не будет заслонять. Мост подведет вас к расположенному под трубой северному входу в галерею. Из него вы сразу попадете на второй уровень. Но гораздо более впечатляет снабженный широким пандусом западный вход. Здесь вы сможете в полной мере оценить ошеломляющие размеры главного турбинного зала, пол которого находится на первом уровне, а высота достигает 35 метров. Он используется для демонстрации крупномасштабных скульптурных форм. Здесь же, на первом уровне, вы найдете справочную, а в противоположной стороне холла - гардероб и гигантский книжный магазин.
Эскалаторы доставят вас с первого уровня прямо на третий. Постоянная экспозиция располагается на третьем и пятом уровнях. Четвертый уровень отдан большим временным выставкам (обычно за вход на них требуют входную плату). Стоимость аудиогида по постоянной экспозиции £1. Залы галереи, что приятно, различаются по размерам, освещенности и окраске (хотя по большей части они белые). Учтите, что у вас вряд ли хватит сил за один визит осмотреть больше одного или двух уровней, поэтому если вы хотите увидеть какие-то конкретные произведения, то, пока вы еще полны энергии, начните именно с них. Если вам потребуется отдохнуть, то на этажах есть несколько альковов с креслами и книгами по искусству.
Советуем рискнуть и выйти на открытые балконы, находящиеся на четвертом и шестом уровнях. Здесь можно полюбоваться видом Темзы. Однако пока лучший вид открывается с седьмого уровня, из специальной стеклянной конструкции (так называемого «светового луча») на крыше бывшей электростанции. Здесь же находится дорогой ресторан и бар с креслами и диванчиками, сидя на которых вы можете выпить и полюбоваться панорамой собора Св. Павла и Сити. Существуют планы устроить смотровую площадку еще и в верхней части центральной трубы, высота которой достигает без малого 100 метров.
Изящный стальной мост Миллениум-Бридж (Millenium Bridge) был далеко не единственным из проектов, приуроченных к наступлению нового тысячелетия, который столкнулся с серьезными проблемами, но он был единственным, чья репутация в первые же дни после открытия едва не пошатнулась, в буквальном смысле этого слова. Сооружение моста не успели полностью завершить к официально назначенному дню его торжественного открытия королевой, и мост, официально открытый в июне 2000 г., был вскоре после этого закрыт на неопределенный срок. Опасение вызывало то, что мост, а вместе с ним и идущие по нему пешеходы слишком сильно раскачивались вверх и вниз. Но триумвират высококлассных профессионалов, проектировавших мост: скульптор Энтони Каро, архитектор Норман Фостер и инженеры *Ове Аруп» - играючи справился с задачей. Было проработано несколько вариантов, и менее чем через два года публика вновь могла с лестницы на Литерс-хилл у собора Св. Павла попасть прямо к галерее Тейт-Модерн, перейдя на другой берег реки по новому мосту - первому, сооруженному на Темзе со времен открытия в 1894 г. Тауэрского моста, и единственному, целиком предназначенному для пешеходов.
|