Собор Св. Павла (St Paul"s Cathedral), увенчанный громадным, обшитым свинцом куполом, который по своим размерам уступает только куполу собора Св. Петра в Риме, стал символом Лондона со времен Второй мировой войны, когда он, невредимый, дерзко возвышался среди крови и разрухи. Несмотря на бросающие ему вызов современные башни финансовых компаний, он до сих пор господствует над Сити. Особенным великолепием отличается его потрясающий западный фасад с широкой лестницей, двухэтажным портиком и двумя барочными башнями, которые являются самым ярким образцом этого стиля в Лондоне. Наиболее впечатляющее зрелище собор представляет ночью, когда он купается в сине-зеленом свете дуговых ламп. Давний соперник собора Св. Павла, Вестминстерское аббатство, превосходит его в том, что касается покоящихся в нем знаменитостей, скульптуры, относящейся ко временам, предшествовавшим эпохе Реформации, тесных связей с английскими монархами, да и самой атмосферы аббатства. Собор Св. Павла - это, напротив, рациональный архитектурный ансамбль, в котором все отлично рассчитано. Это место погребения не королей, но капитанов, хотя и художников в нем похоронено больше, чем в Вестминстерском аббатстве. Кроме того, собор до сих пор остается местом, где венчаются представители верхушки английского общества: в нем Чарлз и Ди обменялись клятвами хранить верность друг другу в счастье и в горе, но в их истории было больше горя, чем счастья.
Если не считать храма Аполлона, который стоял здесь в эпоху римлян, ныне существующее здание собора является пятой по счету церковью, сооруженной на этом месте. Его непосредственным предшественником был Старый собор Св. Павла - возведенное норманнами огромное сооружение в готическом стиле, чей 170-метровый шпиль был одним из чудес средневековой Европы. Согласно многочисленным свидетельствам, Старый собор Св. Павла был местом не совсем благочестивым. В нем находили приют последователи некоторых темных культов, вроде культа мифической св. Анкамбер - бородатой девы, которая могла избавить женщину от нежеланного супруга. На площади рядом с собором проходили конные ярмарки (игры в мяч пришлось запретить в 1385 г.), и к концу XVI в. она превратилась в «самый обыкновенный торговый пассаж и проходной двор... дневной приют бродяг и попрошаек, в том числе и больных, что оскорбляло чувства верующих». Во времена Английской революции неф собора служил казармой, причем внутри церкви обосновались и люди, и лошади, а в портике был устроен магазин. Ближе к эпохе Реставрации здесь стало твориться такое, что собор Св. Павла и место, где он стоит, в народе окрестили «омерзительной Голгофой». По какому-то торжественному случаю, например, цирковая лошадь по кличке Марокко демонстрировала в соборе различные трюки, среди которых была, в частности, рысь вверх по лестнице до вершины колокольни.
Большой пожар нанес невосполнимый ущерб этому невероятному вместилищу пороков, и Кристоферу Рену было поручено возвести здесь новый собор - в дополнение к тем пятидесяти с лишним церквям, заказ на строительство которых он получил после пожара. Окончательный проект собора был компромиссом, на который Рену пришлось пойти после того, как консервативный капитул отверг его первые, более радикальные и решенные в европейском стиле варианты. Трудности с деньгами также катастрофически отражались на всем проекте - однажды парламент даже удержал у Рена половину зарплаты, так как посчитал, что работы продвигаются слишком медленно. Но Рен сохранял спокойствие - он взялся за сооружение того, что, в сущности, было первым в мире протестантским собором, и выполнил эту задачу, завершив строительство в 1710 г., в царствование королевы Анны, чья статуя до сих пор стоит перед западным фасадом собора.
Несмотря на ежечасно раздающиеся приглашения на службу, ныне собор Св. Павла в основном занят обслуживанием туристов. Непрерывный поток посетителей устремляется через вращающиеся двери собора к билетной кассе. Не доходя до кассы, слева вы увидите часовню Всех Усопших (Chapel of All Souls) с памятником лорду Китченеру, усатой фигуре с плакатов Первой мировой войны с надписью: «Твоя страна нуждается в тебе», который пошел ко дну вместе со своим любовником капитаном Фицджеральдом (и большей частью команды) у Оркнейских островов в 1916 г.
Когда вы минуете кассу, советуем сначала направиться в неф церкви. Королеве Виктории он казался «грязным, темным и неблагочестивым», хотя после того, как во время немецких бомбардировок были разрушены цветные витражи (а совсем недавно собор был отреставрирован), неф снова выглядит светлым и просторным, каким и замышлял его Рен. Захоронения находятся в крипте, а памятники в соборе было разрешено ставить лишь после 1790 г., когда в Вестминстерском аббатстве их количество превысило все разумные пределы. Когда начались Наполеоновские войны, было решено установить в соборе несколько дорогостоящих памятников военачальникам, которые отдали свою жизнь за родину. Сегодня эти напыщенные монументы вызывают лишь недоумение. Некоторые из них нелепы, как, например, находящаяся в южном приделе фигура практически обнаженного капитана Бёджеса, пожимающего руку ангелу над корабельным орудием. Другие, вроде стоящего здесь же памятника Томасу Фаншоу Миддлтону, первому протестантскому епископу Индии, который изображен крестящим местных «язычников», выглядят просто диковато. Лучшими во всей этой серии кажется памятник Нельсону работы Флаксмана, находящийся в южном трансепте, и стоящий в северном приделе величественный монумент герцога Веллингтона, выполненный из бронзы и мрамора Алфредом Стивеном. Работа над монументом была начата в 1857 г., но статую герцога верхом на его верном коне Копенгагене водрузили на постамент лишь в 1912 г.
Великолепие собора Св. Павла раскрывается в полной мере, если встать прямо под куполом. Купол (против желания Рена) был украшен фресками работы Дж. Торнхилла, слегка безжизненными и безвкусными, но все же не перестающими поражать. В северном трансепте находится самая знаменитая картина в соборе - глубоко символичная работа художника-прерафаэлита Холмана Хаита «Свет Мира». На картине изображен Иисус Христос, стучащий в дверь человеческой души. У двери нет ручки, она заросла колючей ежевикой, и открыть ее можно только изнутри. Оригинал картины хранится в Оксфорде, в Кибл-Колледже, а в соборе находится лишь авторская копия. Она была написана художником пятьюдесятью годами позже, в 1900 г.
Безусловно, наиболее богато декорирован алтарь собора. Особенно хороши датируемые 1890-ми гг. эффектные круглые позолоченные мозаики в византийском стиле, изображающие птиц, рыб, зверей и растения. Замысловатая резьба по дубу и липе, украшающая скамьи хоров, и впечатляющий резной корпус органа выполнены Гринлингом Гиббонсом, который часто работал вместе с Реном. В северном проходе хоров стоит скульптура Генри Мура «Мать и дитя». Здесь же вы можете полюбоваться декоративными, черными с золотом коваными металлическими воротами работы Жана Тижу. Такие ворота со всех сторон окружают главный престол. Последний украшен необычным барочным балдахином, оплетенным позолоченными лавровыми ветвями и поддерживаемым витыми колоннами. Этот балдахин был изготовлен уже в послевоенное время по карандашным эскизам Рена. За главным престолом располагается Американская мемориальная часовня (American Memorial Chapel), сооруженная в 1950-х гг. в память о 28 000 американцев из числа базировавшихся на территории Великобритании, которые погибли во время Второй мировой войны (среди резных листьев крайней справа панели постарайтесь разглядеть изображение космической ракеты). Чтобы выйти из алтаря, вам надо пройти через южный придел хоров, где теперь находится надгробие Джона Донна, поэта, проповедника и бывшего настоятеля собора Св. Павла, - единственное, полностью уцелевшее от предыдущего, стоявшего на этом месте собора.
Плата за вход в собор Св. Павла - не новость, она впервые была введена в 1709 г., когда строительство собора еще не было завершено. Входные билеты сейчас стоят £8» Собор открыт для осмотра: пн-сб 8.30-16.00; Ф020/7236 4128, ©www.stpayts.co.uk. Когда вы войдете внутрь, возьмите план собора (его дают бесплатно), а если у вас возникнут вопросы по поводу какого-либо из памятников, обратитесь к церковному служителю. Кроме того, заплатив еще £3,50, вы можете взять напрокат аудиогид или присоединиться к одной из экскурсий, которые проходят регулярно, рассчитаны на полтора часа и стоят £2.50. Можно также заказать билет на экскурсию в трифорий (©020/7246 8357), и, заплатив еще £4, вы попадете в те части собора, которые обычно закрыты для публики. Советуем также посетить одну из служб в соборе, хотя бы ради того, чтобы послушать его хор, пение которого сопровождает почти все вечерни (пн-сб 17.00) и воскресные службы в 10.00,11.30 и 15.15. По воскресеньям собор Св. Павла открыт только для службы и, соответственно, входная плата в него не взимается, но никто не мешает вам между службами побродить по собору и крипте (только галереи будут вам недоступны).
|