Подобно Биг Бену Тауэрский мост (Tower Bridge) является одной из самых знаменитых достопримечательностей Лондона. Мост построен в 1894 г. по проекту Хораса Джонса. Его неоготические башни одеты в корнуоллский гранит и портлендский камень, но внутри скрывают каркас из шотландской стали, по тем временам представлявший собой значительное достижение инженерной мысли, так как он позволял поднимать пролеты моста и, таким образом, открывать проход для кораблей, идущих в верховья Темзы. Если вы купили билет (ежедневно 9.30-18.00; стоимость £5,50; ©020/7403 3761, ®www.towerbridge.org.uk), это значит, что вы получили возможность пройти по верхнему проходу моста, соединяющему вершины башен (он предназначался для широкой публики, но с 1909 по 1982 г. был закрыт из-за того, что его облюбовали проститутки и самоубийцы), посетить машинный зал в башне на южной стороне моста, где вы увидите гигантские, теперь не работающие, паровые котлы, которые до 1976 г. приводили в движение гидравлический подъемный механизм, и поиграть в интерактивные инженерные игры.
История Тауэрского моста связана с находящимся рядом лондонским Тауэром. В 1872 году английский парламент рассмотрел законопроект о строительстве моста через Темзу. Хотя комендант Тауэра был против этой идеи, парламент решил, что городу нужен еще один мост, который бы эффектно гармонировал с архитектурой лондонского Тауэра. Тауэрский мост, какой он есть сегодня, обязан своим появлением решению парламента. По просьбе муниципалитета городской архитектор Хорас Джонс разработал проект разводного моста в готическом стиле, который должны были построить ниже по течению от Лондонского. Под таким мостом могли бы свободно проходить корабли, направлявшиеся к докам вверх по Темзе. Проект моста имел одну особенность, которую многие посчитали оригинальным решением.
Когда Хорас Джонс был в Нидерландах, небольшие разводные мосты, перекинутые через каналы, вдохновили его на создание подъемного моста с противовесом. Джонс и его помощники разработали проект такого моста и решили использовать необычные методы строительства, сочетая стальные конструкции с каменной кладкой. Так возник известный всему миру облик Тауэрского моста. Тауэрский мост украшен двумя башнями, которые соединены двумя переходами для пешеходов, поднятыми на высоту 34 метров над проезжей частью и 42 метров над водой. Дороги с обоих берегов Темзы ведут к подъемным крыльям моста. Эти огромные полотна весят примерно 1200 тонн каждое и раскрываются, образуя угол в 86 градусов. Благодаря этому под мостом свободно могут проходить суда грузоподъемностью до 10000 тонн.
Раньше мост разводился при помощи гидравлических двигателей, четырех паровых котлов и шести больших аккумуляторов, где под огромным давлением находился запас воды. Сегодня двигатели работают на электричестве. Но, как и прежде, при разводе Тауэрского моста поток машин останавливается, а пешеходы и туристы заворожено смотрят, как поднимаются огромные крылья моста.
Звучит предупреждающий сигнал, шлагбаумы закрываются, последняя машина съезжает с моста, и контролеры сообщают, что мост свободен. Четыре соединительных болта бесшумно выдвигаются, и крылья моста взмывают вверх. Теперь все внимание обращено на реку. Будь то буксир, прогулочный катер или парусник, все с интересом наблюдают, как судно проходит под мостом. С высоты пешеходного перехода перед посетителями открывается потрясающий вид на Лондон. Если посмотреть на запад, можно увидеть собор Святого Павла и здания банков на территории Лондонского Сити, а также возвышающийся вдалеке Телеком Тауэр.
Подъем крыльев моста до сих пор остается впечатляющим зрелищем, но событие это происходит не более пятисот раз в году, поэтому, если вы хотите на него посмотреть, справьтесь по телефону о точной дате и времени (©020/7940 3984).
|